- ЛАЗАРЯ ПЕТЬ
- кто [кому]
Жаловаться на свою судьбу, плакаться.Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (Х), стремясь вызвать сочувствие, сострадание к себе другого лица или другой группы лиц (Y), показывают, как они несчастны, сообщают о постигших их бедах, часто мнимых. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х Лазаря поёт [Y-у]. В роли сказ. Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ <...> с такой тёщей поневоле запоёшь Лазаря, она жизнь хочет по своему подобию устроить, ведь <...> у самой-то мужа так и не случилось за всю жизнь <...>, а ещё туда же, советы давать. П. Проскурин, Шестая ночь.⊛ - Алексей Денисович, у вас Колчин был? - А что, приходил к тебе после этого, Лазаря пел?.. Испугался... вот и побежал к тебе. К. Симонов, Солдатами не рождаются.
После обеда кеп с катера опять наладился нам Лазаря петь про своё водолазное бельё. Ну мы его остограммили и сочувственно всем отделом по плечу похлопали. Ю. Борисов, Если кто-то кое-где у нас порой.
- Другие любят Лазаря петь: то не туда его поставили, то плохое пополнение дали... А я не люблю - куда поставили, туда и поставили, кого дали, того дали, делай, что от тебя самого зависит. К. Симонов, Последнее лето.
- Так трудно, что иногда думаешь бросить всё и податься куда-нибудь в подпаски или в сторожа. С этой работы будешь не богат, а горбат... Вон председателя "Нового пути" непрерывно хвалят, а дай ему нашего Матвея - тоже Лазаря запоёт. С. Антонов, Дело было в Пенькове.
⊜ - Андрей, не будь бабой, будь мужиком. Что ты Лазаря поёшь, нам всем тяжело. Э. Зац, Дела семейные.
Я к ней в ВЦСПС - в ноги падаю! Говорю, что всё во мне переломано, не серчай, что я гулял с этой падлою, ты прости меня, товарищ Парамонова! А она как закричит (вся стала чёрная!): - Я на слёзы на твои - ноль внимания! И ты мне лазаря не пой, я учёная, ты людям всё расскажи на собрании. А. Галич, Красный треугольник.
- Ты мне, Черепанов, Лазаря не пой! - кричал в какой-то взвинченности Деев. Ю. Бондарев, Горячий снег.
культурологический комментарий: Образ фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры и восходит к евангельской притче о богатом и нищем, которую Иисус рассказал фарисеям. Жил богач, одевавшийся в роскошную одежду и каждый день устраивавший пиры. У ворот его дома лежал нищий Лазарь, покрытый струпьями, который мечтал о крошках со стола богача. После смерти богач оказался в аду, а нищий "отнесён был Ангелами на лоно Авраамово" (Лк. 16: 22). Испытывая адские муки, богач возопил к Аврааму, умоляя позволить Лазарю подать ему хоть каплю воды. "Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" (Лк. 16: 25). В образе фразеол. нашла отражение характерная для религиозного сознания ориентация на прецедент из Священной истории. Лазарь стал восприниматься как "образцовый" нищий. Заунывное пение бродячих нищих и стало источником фразеол. (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 357.) Согласно В.И. Далю, Лазарем называли "льстивого и жалобного попрошайку", особый тип нищего; лазарничать означало "ластиться, подлещаться, льстиво выпрашивать, канючить, клянчить". Нищие, прося подаяния, пели особый стих - пели Лазаря. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1955. С. 234.) Об универсальности данного образа в странах христианской культуры свидетельствуют сходные образные выражения в других языках; ср. исп. quejarse como un Lazaro (букв. "жаловаться, как Лазарь"). автор: Д. Б. Гудков⊝ По собственному выстраданному опыту она знает, что многие живут по принципу: сегодня ты мне нужен - Лазаря пою, завтра ты никто - руки/ тебе не подам. Кузнецкий тракт, 2002.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.